Встречаем юбилей вместе #14
Великий Устюг,
ул. А.Угловского, д.1,
ЗАО "Северная чернь" +7 (921) 060-85-35
Москва, 
ул. Кузнецкий мост, д.21/5, 2 подъезд, офис 4013 +7 (921) 066-86-09
Москва,
ул. Большая Тульская, д.13
ТРЦ Ереван Плаза, 1 этаж
+7 (921) 230-58-52
Ваша корзина пуста
/ Встречаем юбилей вместе #14

Встречаем юбилей вместе #14

13/10/2022
    Каждый человек в нашей бескрайней стране хотя бы раз в жизни ездил на поезде и пил чай. У него, как это кажется всем и всегда, особый вкус. Возможно, это зависит от воды, нагреваемой в титане, самой атмосферы, упаковки сахара – по 2 кусочка, а также подстаканника. Без него нельзя представить себе чаепитие в поезде. Вот проводница спрашивает: "Чай пить будете?" Все оживляются, шуршат своими пакетами с провиантом и радостно соглашаются. И она несет чай, держа в одной руке 2-3 стакана. Чудо как хорошо на душе от этого размеренного позвякивания металлических подстаканников и ложечек в стаканах!
    Первые подстаканники появились в 1720-х годах, когда были введены новые правила этикета. Спустя почти 100 лет предмет антиквариата превращается в произведение искусства: используются различные техники декорирования, появляются даже тематики изображений на подстаканниках. Спрос на подстаканники начинает расти все больше и больше: в каждом доме появляется подстаканник. Чем богаче дом, тем больше запросы на презентабельность чайного атрибута. В XIX веке подстаканники изготавливались из тех же материалов что и сегодня. В 1870-х годах стали популярны подстаканники в виде изб и деревянных срубов, плетеных корзин. Подстаканник указывал на статус человека. Например, серебряный подстаканник мог приобрести только аристократ, алюминиевый – человек из народа. Серебряные становились настоящими произведениями искусства, когда за них брались ювелиры.
    Поначалу подстаканник функционировал, как поддержка для посуды, производился по той же причине для удобства. Затем, когда подстаканники стали появляться на торжественных столах, мастера стали декорировать их – ввели технику художественного литья и гравировки. Какие только рисунки не украшали подстаканники! История, литература, искусство и сама эпоха отражались в украшениях подстаканников! В зажиточных домах хранились подстаканники из серебра. Изготовленный из дорогого по тем временам предмет чаепития был излюбленным подарком коллегам, друзьям и уважаемым людям. У простого рабочего класса подстаканники хотя и были дома, но как атрибут чайной церемонии не прижился: наливали в блюдечко чай, чтобы быстрее остыл. А после революции 1917 года подстаканники производили хоть и в меньших количествах, но классовой принадлежности предмета не было: им пользовались и рабочие, и крестьяне.
    После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину. Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод «Северная чернь» делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С.Пушкина.

    Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов.

    В наши же дни производство подстаканников находится на совершенно другом уровне, их делают из мельхиора, латуни, серебра и меди. Для защитно-декоративного покрытия используют золото, серебро и никель. Подстаканники требуют ювелирной работы при нанесении рисунка, поверхность готового подстаканника полируется, что придает изобретению характерный блеск.RYTg9tjsoOM.jpg

    Артель "Северная чернь" . Гравёры Нина Ивановна Тропина и Мария Алексеевна Подсекина. Справа от М.А. Подсекиной ученица Раиса Кузнецова.

40220007А02.jpg