Встречаем юбилей вместе #15
Великий Устюг,
ул. А.Угловского, д.1,
ЗАО "Северная чернь" +7 (921) 060-85-35
Москва, 
ул. Кузнецкий мост, д.21/5, 2 подъезд, офис 4013 +7 (921) 066-86-09
Москва,
ул. Большая Тульская, д.13
ТРЦ Ереван Плаза, 1 этаж
+7 (921) 230-58-52
Ваша корзина пуста
/ Встречаем юбилей вместе #15

Встречаем юбилей вместе #15

27/10/2022

Одним из древних способов обработки природного материала, является гравировка. Гравировать можно камень, дерево, но чаще всего гравируют металл. Как правило, в термине «гравировка» мы подозреваем нанесение рисунка, надписи или узора на поверхность изделия. В царское время использовали термин «резьба», а вот «гравировка» появилось уже при Петре Первом.

Гравировка – простой и доступный способ сделать любое украшение оригинальным и неповторимым. Гравировка ювелирных изделий сразу же возводит незамысловатое колечко или простенький кулон в ранг настоящего произведения искусства, которое будут передавать по наследству. Бытует мнение, что надписи и пожелания, выгравированные на различных украшениях, непременно сбываются и приносят удачу и счастье своим владельцам. Гравировка на предметах ювелирного искусства вдыхает в них жизнь, наполняет смыслом и делает особенными, уникальными. Такие изделия перестают быть безликими, они отражают принадлежность определенному человеку, становятся как-бы его частью.

Первоначально инструменты для гравировки были изготовлены из бронзы. Сами понимаете, что иногда инструменты гравировки были мягче самого материала, поэтому часто ломались, могли затупиться и были далеки от совершенства. Прошло много времени, прежде чем человек научился добывать и обрабатывать металл. Тут, конечно, начинается прогресс в области производства инструмента для гравирования. Наши предки имели большое желание и стремление овладеть данным способом обработки изделий, что позволило творить прекрасные произведения искусства. Нет такого человека, который бы не испытывал восхищения при виде древних отгравированных изделий.

Наиболее распространённым режущим гравировальным инструментом является штихель. Само название имеет немецкое происхождение и обозначает «резец». Гравировка штихелем — очень увлекательное занятие, и те, кто его хорошо освоил, способны создавать из обычных металлических предметов настоящие шедевры. Штихель состоит из трёх основных компонентов кольца, рукоятки и рабочей части (клинка). Рукоятка имеет форму гриба. Как правило, она изготавливается из дерева — бука, дуба, берёзы. На тонкую часть рукоятки надевается втулка. Она необходима для предотвращения растрескивания рукоятки, когда она насаживается на клинок. В торцевую часть рукоятки вбивается хвостовик клинка. Внизу часть ручки немного срезается. Это позволяет мастеру при ручной гравировке по металлу штихелем держать резец под определённым углом к заготовке и, как следствие, снимать очень тонкую стружку.

Лучшая мастерица-гравёр, Мария Алексеевна Подсекина, вступила в артель в 1932 году. Мастер-гравёр 8 разряда. Ею выполнена гравировка экспонатов для Всемирной Парижской Выставки, Пушкинской и Крыловской серий. Мария Алексеевна пришла работать на «Северную чернь» из сельско-хозяйственного техникума. У неё была склонность к рисованию. Однако рисовать на бумаге - не то, что наносить рисунок на металлическую пластинку: штихель иногда не повиновался ей, но и тут указания М.П. Чиркова и собственная настойчивость победили. Мария Алексеевна овладела сложными приемами гравирования под чернь и вскоре сама начала обучать молодых рабочих.


На фотографиях:
Вверху:  Спичечница. Шильниковский Евстафий Павлович, Подсекина Мария Алексеевна, Кузнецова Мария Дмитриевна. Артель "Северная чернь" 1948 г. Государственный исторический музей
Внизу: Подсекина Мария Алексеевна, гравер артели "Северная чернь"


гравер Подсекина МА.jpg